Об эффективной системе управления простыми словами

Давайте дадим определение, что же такое «эффективная система управления», в терминах, удобных для практично рассуждающего руководителя, больше склонного к действию на основе профессионального чутья и соображений рациональности, нежели к многоуровневым теоретическим построениям.

Условимся называть системой управления механизм, порождающий и проводящий управляющее воздействие (решение) до момента его практической реализации, при этом обеспечивающий формирование данного решения в адекватной ситуации форме и содержании, а также его воплощение в требуемом качественном, количественном и временном измерении. То есть системой управления компании является, по сути, вся цепочка от маркетинговых исследований, аналитики, расчетов и прогнозов, на основании которых принимает решения руководитель бизнеса или распределенные по всей иерархической структуре управления менеджеры. Заканчиваться эта цепочка в тот момент, когда решения уже воплощены в жизнь, по ним получена обратная связь (о том, как качественно были приняты и выполнены решения, и какова результативность их воздействия) и эта обратная связь учтена при формировании новых решений.

Критериями измерения эффективности такой системы может быть следующий набор показателей:

  1. адекватность (правильность, своевременность, полнота) информации для принятия решений,
  2. скорость формирования (расчетов, согласования, утверждения, корректировки) решений,
  3. скорость и точность реализации решения, т.е. доведение его до практического воплощения с минимальными потерями искажениями,
  4. адекватная оценка результативности решений и искажений, допущенных при их реализации.

Таким образом, в эффективной системе управления решения всегда основаны на достоверной оценке событий, принимаются быстро и адекватно ситуации, в процессе доведения решений до исполнения и в ходе их реализации присутствуют процедуры, позволяющие обеспечить минимальное искажение и потерю качества, а также анализ полученных результатов проходит объективно и обязательно учитывается в дальнейшем.

Как далеки практические реализации систем управления в различных компаниях, и насколько трудоемким может оказаться путь к идеалу? Очевидно, что само присутствие в определении таких понятий как «достоверная оценка», «адекватность решений», «объективная оценка результатов» говорит о том, что идеал, по сути, является недостижимым и на этом пути можно совершенствоваться до бесконечности. Но это не значит, что к идеалу не нужно стремиться, это лишь означает что резервы, которые скрыты в системе управления компанией, поистине бесконечны. Всегда можно находить недостатки, несовершенства и области для развития и усовершенствования, и чем крупнее компания, тем больше таких резервов для повышения эффективности в ней сокрыто. Однако, учитывая такую специфику цели, имеет смысл скорректировать задачу.

В данной статье мы не будем пытаться найти способ достижения недостижимого, а лишь предлагаем сделать самые очевидные шаги на пути к идеалу, которые существенно повысят эффективность системы управления вашей компанией, при этом не потребуют больших дополнительных затрат, начав в свою очередь быстро приносить результаты. Приемы и подходы предлагаемые нашей компанией достаточно универсальны и в большинстве своем направлены на улучшение показателей 2 и 3 (предложенного перечня). Возможно, эти шаги станут фундаментом и базой для дальнейших усовершенствований, а может быть именно они обеспечат вам возможность тюнинга и точной настройки вашей компании для достижения вашего собственного идеала.