Кто ты в бизнесе, и какая модель бизнеса для тебя?

Не смотря на то, что речь пойдет о владельцах и учредителях бизнеса, информация будет интересна и тем, кто работает с первыми лицами компаний или планирует начать свой собственный бизнес.

Я  давно занимаюсь внедрением передовых управленческих практик и довольно долго представлял себе, что менеджмент - наука достаточно универсальная, и прогрессивные приемы управления будут полезны каждому учредителю собственного бизнеса.  Но с опытом пришло понимание, что есть совершенно разные типы владельцев бизнеса, и некоторым из них большая часть передовых достижений менеджмента не интересна вовсе, а другим явно нужные им управленческие приемы практически невозможно "продать".

Эти размышления привели меня к собственной классификации собственников бизнеса, более четкому пониманию их потребностей, предпочтений и поведенческих реакций.

Итак, я выделил для себя следующие типы учредителей бизнеса и их характеристики:

 

ИНВЕСТОР

Человек, который выступает в бизнес исключительно с целью получения прибыли. Инвестор сугубо рационален и непредвзят,  а возможно, и вовсе равнодушен к самому бизнесу. Он не собирается погружаться в детали глубже, чем нужно для понимания общей ситуации и принятия концептуальных решений. Максимально делегирует полномочия, старается полностью исключить себя из операционных процессов. При этом он достаточно разумен, чтобы контролировать ключевые области и вопросы.

Такой бизнесмен готов внедрять любые новации, которые позволят сократить личное участие в управлении компанией, повысить прозрачность и управляемость бизнес-процессов, увеличить эффективность и прибыльность бизнеса. При этом, скорее всего, Инвестор не впечатлится современными подходами к мотивации персонала, приемами тимбилдинга, управлению идеями и другими методиками, не приносящими очевидный и измеримый результат. Такому типу бизнесмена ближе всего "язык" цифр и математических обоснований. Его настораживает перевод любых управленческих вопросов в эмоциональную плоскость. 

Стартовать с этой модели бизнеса непросто - нужен, как минимум, приличный начальный капитал. Ну и конечно, необходимо хорошо понимать общие законы и правила бизнеса.

 

ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ

Творческий и увлеченный человек, ставящий во главу угла не стабильное обогащение или высокий профессионализм в узком круге вопросов, а воплощение своих бизнес-замыслов (зачастую инновационных и нетипичных). В большинстве своем Генераторы идей достаточно сведущие люди в той области, на которую расходуют свой творческий потенциал. Ориентируясь на пирамиду потребностей А. Маслоу, можно отнести такой тип бизнесменов к людям, обеспечившим свои базовые потребности и добившимся признания и уважения в социуме. 

Учитывая, что творческие порывы свойственны любому человеку на верхних ступенях пирамиды потребностей, я все же выделяю Генераторов идей - именно они подпадают под классическое определение предпринимателя (бизнесмена-новатора). Они рискуют, они жертвуют синицей ради журавля, они идут туда, куда другие боятся идти по разным причинам. 

Генераторов идей тяготит повседневная рутина бизнеса. Они, как и Инвесторы, будут искать такие управленческие решения, которые позволят им эффективно делегировать операционные задачи. При этом "генераторы" могут быть куда менее рациональными и консервативными, предпочитая свежие управленческие методики хорошо проверенным классическим подходам. Такие люди могут быть непоследовательными, нетерпеливыми и непостоянными. Не стоит рассчитывать на то, что их проймут весомые аргументы и логика, им может просто прийтись по вкусу дизайн вашей презентации (или не прийтись) и этого будет достаточно, для принятия решения. 

"Генераторам" стоит предлагать "быстрые результаты" и широкие перспективы. К долгой и кропотливой работе по выстраиванию эффективной системы управления бизнесом они очень скоро потеряют интерес.

 

ПРОФЕССИОНАЛ

Этот человек достиг высокой квалификации в выбранной им профессиональной области и может предлагать результаты своего труда от собственного лица (имени). Такой бизнесмен увлечен тем, чем занимается, и старается постоянно развиваться в своей области. Собственный бизнес для этой категории предпринимателей является в первую очередь возможностью избавиться от излишний бюрократии и контроля работодателей, заявить о себе как о высококлассном специалисте напрямую клиентам. Такая модель бизнеса может привести даже к сокращению уровня дохода профессионала, но дает ему большую степень свободы, новые горизонты для развития и возможность реализовать свои амбиции. 

Этот вариант развития еще называют "фриланс" (Freelance). Стартовать в бизнесе с фриланса достаточно легко. Основная сложность развития по модели "Профессионал" заключается в том, что развивать приходится по большей части именно себя самого - то есть развитие бизнеса сводится к саморазвитию. Но это одновременно является и плюсом, поскольку зачастую человеку очень сложно найти достаточно стимулов для личностного роста, а наличие обязательств перед клиентами и контрагентами, накладываемых бизнесом, может стать хорошей мотивацией. 

Профессионалы в своей массе тверды характером и самоуверенны. Очевидно, что у таких людей нет непререкаемых авторитетов. Любое развитие они пропускают через собственный опыт, победы и поражения. Они скептически относятся к рациональной аргументации, расчетам и обоснованиям, если те не подтверждают их собственное мнение. Профессионалам невозможно продать "лучшие практики" и "передовые идеи" пока они не пришли к ним самостоятельно (скорее всего после долгих неудач и ошибок).

Себя я также отношу к этому типу предпринимателей и много общаюсь с такими же фрилансерами в профессиональных сообществах. Не буду скрывать, что с большой симпатией и уважением отношусь к этой категории людей.

 

ИГРАЮЩИЙ ТРЕНЕР

Эта модель бизнеса являет собой логическое продолжение и развитие модели "Профессионал". Специалист дорастает до того уровня (количества клиентов/заказов), когда не справляется один и вынуждено подбирает себе в помощники команду. Часть энергии, сил, эмоций и времени Играющий тренер вынужден уделять вопросам управления и командообразования, а следовательно, частично лишить себя возможности оставаться практикующим специалистом и отказаться от роли исполнителя многих операционных задач.

Мой опыт общения с таким типом предпринимателей показывает, что это наиболее "тяжелые" владельцы бизнеса с точки зрения внедрения управленческих инноваций. Да и психологически, как личностям, им приходится нелегко. Долгие годы играя соло и достигнув профессиональных вершин, Играющим тренерам  трудно отказаться от личных профессиональных амбиций, привычек и установок и переключиться на роль наставника-тренера. Многие из них продолжают состязаться с игроками своей же команды, держать под контролем каждую мелочь, не уделяя новой функции лидера-коуча-руководителя должного внимания.

Завышенные требования к себе, перфекционизм (без него профессионалу никуда) они распространяют на свою команду, создавая, порой, невыносимые условия в коллективе. Часто неправильные акценты приводят Играющих тренеров к чрезмерной физической и психологической перегрузке и истощению, а их бизнес заводят в тупик. Не смотря на то, что такая бизнес-модель может быть очень эффективной и приносить не только прибыль, но и профессиональное удовлетворение, во многих случаях она функционирует недолго, и предприниматель откатывается к варианту "Профессионал" или переходит в тип "Инвестор" или "Генератор идей".

 

Термины: